Занятие 7. Лес в представлении разных народов.

Жизнь наших предков в лесу, приводила к познанию природы. Каждый ручеек, лощинка, холм были им известны. Наши предки были замечательными краеведами, иначе они не могли бы выжить. Свой опыт наблюдений за окружающей природой они передавали из поколения в поколения. Находя вокруг себя разные природные предметы, первобытный человек открывал в них возможность использовать в качестве орудия. Например, в Бразилии туземцы использовали челюсти хищных рыб в качестве игл или ножниц. Зубы грызунов как скребок, а когти броненосца – грабли. Эскимосы шили одежду иглами из костей птиц. Австралийцы изготавливают бумеранги из куска твердого дерева, изогнутого серпом. Новгородцы имели два жилья: зимнее – землянка и летнее- шалаш. А ведь землянка – это подсказка лесных животных , которые прячутся зимой в норах и берлогах. Наблюдая за птицами, которые строят гнездо из глины, например ласточки, человек, стал использовать ее в качестве строительного материала для жилища и посуды. Природа была первым учителем первобытных людей. Но многое было непонятно нашим предкам и чтобы заполнить белые пятна в своих знаниях, он пытается найти объяснение, и они были неправильными и фантастическими. Так из незнания возникли ложные представления о неразгаданных тайнах мира, возникла вера в какие-то сверхъестественные силы управляющие всей природой. Наши предки во всем зависели от природы. В одни годы для них складывались благоприятные условия, в другие – отрицательные. И возникает представление, что в природе действуют силы добрые к человеку и злые. Так лес, горы, дома оказались населенными духами – таинственными и могучими. Духи могут принимать вид человека, иногда могут воплощаться в дерево, ручей, камень. Лучше жить с духом в дружбе, задабривать его. Солнце, Луна, молния- это высшие существа, всесильные, которых следует ублажать. И вот наши предки выбирают определенные места или деревья как алтари – для жертвоприношения. У всех древних народов сложились сказания об исполинском мировом дереве, дающим начало всякому богатству и благополучию: дождю, золоту, жемчугам. И растет оно в какой-то неведомой стране. В одной славянской рукописи XVI века оно описано так: «Древо то злато – видно в огненной красоте, оно покрывает ветвями весь рай, имеет листья от всех дерев и плоды тоже, исходит от него сладкое благоухание, а от корня его млеком и медом 12 источников. Всемирное дерево – ось Земли, оно такое высокое , что тень его падает на Луну, а палка сделанная из него двигает океаны. Эти предания остались от древних славян и связывались с дубом.
Так древние германы верили, что ведьмы собирают дубовые листья в узел, который они вешают на дерево, и тогда им становятся покорны ветры и тучи. Стоит им прокипятить листья, как они становятся владычицами грозы. Древние греки приходили к дубу слушать разговор листьев и разгадывать в этих звуках указания богов. Дуб стал священным. Заповедные дубы обносили оградами, под сенью их ставили изображение бога Перуна. Это было святилище бога, и вход в него разрешался кроме жрецов тем, кто желал принести жертвы и для ищущих убежища. Был такой милостивый обычай: тот, кому угрожает опасность смерти, мог найти спасение от своих преследователей в святилище. Под сенью старых дубов творили суд и расправу, и вынесенные приговоры становились священными. Обычаи седой старины надолго удерживались у разных народов. В Германии по старому обычаю липу садили во дворе замков и на площади, чтобы под ней проводить совещание старейшин и вершить суд. В Англии около замков берегли дубы, у подножия их владелец встречал своих почетных гостей. Широкий пень дуба служил алтарем для совершения жертвоприношения и у остальных народов этот обычай сохранился и до нашего времени. На дерево – алтарь люди подвешивают хлеб, куски тканей и т.д. С С лесом наши предки связывали всю свою жизнь, свои чувства и верования. В их легендах звучат поверия седой старины. Нечистую силу наш предок хотел подчинить законам природы: если на зиму засыпают змеи и ящерицы – значит, и нечистая сила должна угомонится. С лесом наши предки делили радость и горе. В лесу они пировали после удачной охоты, устраивали праздничные костры и пляски. На Украине долго держался обычай призывать весну: на выгоне устанавливали жердь, украшали её цветами и лентами, наверху укрепляли колесо, вокруг ставили срубленные березки. Жердь изображала дуб потерявшего листья зимой, колесо указывало на вращение богом Перуном палицы (палки), которой он зажигал грозу. Давно забыты языческие боги, забыто значение обрядов посвященных им, но живут сами обряды как игры, как обычаи. Встреча весны, праздника в честь оживающей природы – Троица или встреча плодородного лета – Ивана Купалы до сих пор отмечается в лесах и рощах. Многие видели красивые перистые листья папоротника, но никто никогда не видел его цветков. Только старинное поверье утверждало, что папоротник цветет в глухую июльскую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой- помогает найти клады скрытые в земле. Но давно уже известно, что у папоротников цветков нет.

Вопрос: Как размножаются папоротники?

Хороводы, песни, целые рощи молодых березок, срубленных к весенним праздникам – это остатки древних времен, когда наши предки справляли праздники во славу своих языческих богов. Главное во славу бога Ярилы, дающего солнце, тепло, жизнь. Ярило и мать сыра земля произвели бесчисленное множество растений и животных. Самым же любимым их детищем был человек. Но вот наступала зима, горько заплакала мать сыра земля о бедных своих детях и больше всего печалилась о судьбе человека. Тогда, Ярило подарил ему огонь: « Тот огонь – дар моему любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу»- так рассказывали древние славяне о смене лета зимой. Наши предки чествовали многими праздниками бога Ярило, ему же отдавали умерших, сжигая их на костре. Сколько игр, обрядов, песен ему посвящено, и помнят их до сих пор в русских селениях, в лесной стороне. Задание. Побеседуйте с людьми старшего поколения, выясните, в какие  игры они играли, как встречали весну.

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Локализовано: Русскоязычные темы ВордПресс